ФГОС

С 1 сентября 2010 года в МАОУ «Артинский лицей» в пилотном режиме введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – в 1-х классах. С 1 сентября 2012 года также в пилотном режиме введен Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – в 5-х классах.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. N 373.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г № 1897.

Что является отличительной особенностью новых образовательных Стандартов?

Отличительной особенностью новых стандартов является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». В основной образовательной программе ОО предусмотрена отдельная программа – Программа формирования универсальных учебных действий. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на уровне начального и основного общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ), участие в учебно-исследовательской и проектной деятельности и формирование навыков работы с текстом. При получении начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения не только программ по всем учебным предметам, но и междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ­компетентности обучающихся». При получении основного общего образования следующие междисциплинарные программы: «Формирование ИКТ компетентности обучающихся», «Стратегия смыслового чтения  и работа с текстом», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».

Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу:

— личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

— метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

— предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

На итоговую оценку выносятся предметные и метапредметные результаты.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни, понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение биологии, физики, а в начальной школе – пропедевтических курсов «Я – исследователь», «Развитие познавательных способностей», предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при реализации нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

В Стандарте нового поколения определен «портрет» выпускника начальной и основной школы.

Портрет выпускника начальной школы:

— любящий свой народ, свой край и свою Родину;

— уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

— доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

— владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

— готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

— любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

— выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Портрет выпускника основной школы:

-любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

— осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

— активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

— умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

— социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

— уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

— осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

— ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

С информацией о новых образовательных стандартах, образовательными программами по учебным предметам можно ознакомиться на сайтах:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Общественная экспертиза нормативных документов в области образования

Министерство образования и науки Российской Федерации

Реестр примерных основных общеобразовательных программ

 Нормативно-правовая база по введению ФГОС (Федеральный уровень):

Приказ от 26.08.10 об утверждениии Единого квалификационного српавочника
Приказ от 17.12.10 об утв. ФГОС ООО
Приказ Об утверждении федеральных перечней учебников
Приказ Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
Приказ О порядке аттестации педагогических работников
Письмо от 19.04.11 о переходе на ФГОС ООо
Письмо от 12.05.11 Об организации Внеурочной деятельности
Письмо Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального
Письмо О методике оценки уровня квалификации педагогических работников
Наша новая школа Концепция Духовно-нравственного развития
Примерная ООП ООО
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы
Примерная ООП НОО
Приказ от 4.10.10 о миним. оснащ
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
План действий по модернизации общего образования на 2011 — 2015 годы
Письмо от 24.11.11 Об оснащении
Изменения ФГОС НОО
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации
ФГОС ООО ФГОС НОО
Приказ от 6.10.09 № 373. Об утвержд. и введ. ФГОС НОО
Приказ от 29.12.14 N 1643 о внесении изменений в Приказ от 6.10.09
Приказ от 28.12.10 об утверждении фед. требований Оу

Нормативно-правовая база по введению ФГОС (Региональный уровень):

Закон Свердл. обл. Об образовании в Свердл. области
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ
ПИСЬМО_МОУО и ОУ_об изменении в ФГОС НОО и ООО
О введении ФГОС НОО в образ. учреждениях Свердловской области
Государственная программа Свердл.области с приложениями